ЭЛЕКТРОСПЕЦ
ЭЛЕКТРОСПЕЦ

Испытания электрической прочности изоляции обмоток машин.Допускаемое значение сопротивления изоляции обмоток

А. ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПРОЧНОСТЬ ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТОК ОТНОСИТЕЛЬНО КОРПУСА МАШИНЫ И МЕЖДУ ОБМОТКАМИ
Изоляция обмоток относительно корпуса машины и между обмотками должна выдержать без повреждения в течение 1 мин испытательное напряжение частоты 50 Гц, практически синусоидальное, указанное в табл. П17-1.


Примечания: 1. Испытательное напряжение для машин с разными уровнями изоляции определяется по согласованию между изготовителем и потребителем.
2. Для двухфазных обмоток, имеющих общий вывод, номинальное напряжение, по которому определяется испытательное напряжение, следует брать равным 1,4 напряжения отдельной фазы.
3. Напряжение, получаемое при пусковых условиях между выводами обмоток возбуждения или между выводами секций, можно измерить при пониженном напряжении питания. Измеренное таким образом напряжение следует умножить на отношение напряжения, полученное при пусковых условиях, к пониженному напряжению питания.
4. Для обмоток одной или нескольких машин, которые связаны электрически, рассматриваемое напряжение — это максимальное напряжение по отношению к земле.

Изоляция обмоток относительно корпуса и между обмотками (фазами), которые уложены полностью или частично на месте установки машины, должна выдержать в течение 1 мин испытательное напряжение, равное 100 % испытательного напряжения, указанного в
табл. П17-1.
Все электрические машины независимо от того, подвергалась ли на предприятии-изготовителе их изоляция испытанию напряжением, указанным в табл. П17-1, в собранном виде или отдельными частями, должны выдержать в течение 1 мин в собранном виде (после их установки перед сдачей в эксплуатацию) испытание изоляции напряжением, равным 80 % испытательного напряжения, указанного в табл. П17-1. Это испытание на месте установки является обязательным для турбогенераторов, гидрогенераторов и синхронных компенсаторов; для остальных машин это испытание проводят по усмотрению заказчика. Испытаниям повышенным напряжением должны предшествовать проверка сопротивления изоляции обмоток и сушка, если это необходимо.

Б. ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПРОЧНОСТЬ МЕЖДУВИТКОВОЙ ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТОК
Изоляция обмотки между смежными ее витками должна выдержать в течение 3 мин испытание повышенным напряжением. Это испытание проводят при холостом ходе электрической машины путем повышения подводимого (при испытании в режиме электродвигателя) или генерируемого (при испытании в режиме генератора) напряжения на 30 % сверх номинального. Для гидрогенераторов эта изоляция должна выдержать повышение напряжения на 50 % сверх номинального в течение 5 мин.
Для турбогенераторов изоляция обмотки между смежными ее витками должна выдержать напряжение, повышенное на 30% сверх номинального напряжения турбогенератора, в течение 5 мин.
Для электрических машин постоянного тока с числом полюсов более четырех повышение напряжения при испытании не должно быть больше значения, при котором среднее напряжение между смежными коллекторными пластинами получается равным 24 В.
Для синхронных машин (кроме турбогенераторов и гидрогенераторов) , у которых при номинальном токе возбуждения напряжение холостого хода превышает номинальное напряжение машины более чем на 30 %, испытание производят при напряжении холостого хода, соответствующем номинальному току возбуждения. Для возбудителей, рассчитанных на форсировку возбуждения, при которой напряжение возбудителя превосходит номинальное напряжение более чем на 30 %, испытание проводят при предельном напряжении форсировки в течение Г мин.
Для трехфазных асинхронных двигателей с фазным ротором напряжение повышают при неподвижном и разомкнутом роторе.
При повышении напряжения на 30 и 50 % допускается одновременное повышение частоты. Если испытание проводят на вращающейся электрической машине, то повышение частоты не должно быть более 15 %.
Для машин с многовитковыми секциями рабочей обмотки с номинальным напряжением до 600 В включительно допускается применение устройств, основанных на принципе использования напряжения повышенной частоты.

В. СОПРОТИВЛЕНИЕ ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
По ГОСТ 183—74 сопротивление изоляции обмоток электрической машины относительно корпуса и между обмотками должно устанавливаться в стандартах или технических условиях на конкретные виды машин.
Если перед пуском машины после монтажа (установки) или капитального ремонта нормативные данные об уровне изоляции получить затруднительно, то можно пользоваться нижеприведенными рекомендациями.
Сопротивление изоляции обмоток электрической машины r (в мегаомах) относительно ее корпуса и сопротивление изоляции между обмотками при рабочей температуре машины должно быть не менее значения, получаемого по формуле (но не менее 0,5 МОм):

где U — номинальное напряжение обмотки машины, В; Р — номинальная мощность машины, кВ*А; для машин постоянного тока—в киловаттах.
В случае измерения сопротивления изоляции при температуре ниже рабочей полученное по этой формуле сопротивление изоляции следует удваивать на каждые 20 °С (полные и неполные) разности между рабочей температурой и той температурой, при которой выполнено измерение.