ЭЛЕКТРОСПЕЦ
ЭЛЕКТРОСПЕЦ

Обозначения выводов электромашин.Нормальные схемы соединений

А.Машины постоянного тока

В.Машины переменного тока

А. МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Выводы обмоток электрических машин постоянного тока согласно ГОСТ 183—74 имеют обозначения, приведенные в табл. П1-1.

Начало и конец каждой обмотки обозначаются одной и той же прописной буквой с проставленными после нее цифрами: для начала обмотки — 1, а для конца — 2. Начало и конец каждой обмотки определяются тем условием, что при правом вращении машины в режиме двигателя ток во всех обмотках, за исключением размагничивающих обмоток главных полюсов, протекает от начала 1 к концу 2. Направление вращения считается правым, когда машина вращается по часовой стрелке, если смотреть со стороны приводного конца вала; для машин, имеющих два приводных конца вала, направление вращения считается правым, когда машина вращается по часовой стрелке, если смотреть со стороны, противоположной коллектору. В соответствии с указанными условиями в машинах правого вращения начало обмотки якоря (Я1) находится на щетках той полярности к которой присоединяют положительный провод сети независимо от того, работает ли машина в качестве двигателя или генератора. Иными словами, в режиме двигателя ток из сети направляется к Я1, а в режиме генератора ток от Я1 направляется в сеть.
Как известно, чтобы изменить направление вращения при сохранении режима двигателя или генератора, необходимо изменить на обратное направление тока либо в обмотках главных полюсов, либо в якоре, добавочных полюсах и в компенсационной обмотке.
В небольших машинах выводы обмоток обычно сосредоточены на доске зажимов
(рис. П1-1 и П1-2), причем один из зажимов якоря (щеточная траверса) и один из зажимов добавочных полюсов соединены наглухо внутри машины, а на доску зажимов выведены другие зажимы якоря и добавочных полюсов. В некоторых случаях (например, для борьбы с помехами радиоприему) обмотку добавочных полюсов разбивают на две части, включаемые по обе стороны якоря, как это показано на рис. П1 -3, а в коробку зажимов выводят начало одной половины обмотки добавочных полюсов Д1 и конец второй части этой обмотки Д2.

В крупных машинах на большую силу тока доска зажимов отсутствует и выводные концы прикрепляют к нижней части станины машины, причем выводные концы последовательной цепи выполняют в виде шин, а параллельной — в виде кабелей с наконечниками; выводят зажим якоря Я1, зажим компенсационной обмотки К2, зажимы параллельной обмотки возбуждения Ш1 и Ш2, уравнительной обмотки У1 и У2 и других специальных обмоток.
В машинах на большую силу тока обмотки добавочных полюсов и компенсационная выполняются в виде двух параллельных ветвей каждая, причем каждую ветвь обмотки добавочных полюсов соединяют последовательно с соседней ветвью компенсационной обмотки. На рис. П1-4 показана такая схема соединений обмоток крупного прокатного двигателя. Отдельные ветви обмоток добавочных полюсов и компенсационной обозначены дополнительными цифрами 1 и 2 перед буквами Д и К; эти цифры относятся соответственно к первой и второй частям этих обмоток.

На рис. П1-1, П1-2 и П1-3 приведены схемы соединений выводов различных типов машин постоянного тока для случаев их работы в качестве двигателя и генератора (при согласном - включении обмоток возбуждения) для различных направлений вращения.
Если левое вращение якоря машины достигается изменением направления тока в параллельной обмотке, то начало обмотки (Я1) также присоединяют к положительному проводу сети. Если же левое вращение якоря машины достигается изменением направления тока в цепи якоря, то при этом Я) присоединяют к отрицательному проводу сети.
В вышеуказанных схемах все необходимые присоединения для различных направлений вращения выполнены исходя из следующих двух соображений: во-первых, для рассматриваемого случая согласного включения последовательной обмотки при любом направлении вращения необходимо, чтобы намагничивание от последовательной и параллельной обмоток совладало по направлению; во-вторых, если оставить нетронутыми соединения выводов при переходе от режима генератора к режиму двигателя или наоборот, то при сохранении направления вращения ток в якоре и добавочных полюсах изменяет свое направление на обратное, а в последовательной и параллельной обмотках возбуждения сохраняет свое направление.
В рассматриваемых схемах изменение направления вращения двигателя или генератора осуществлено изменением направления тока в обмотках возбуждения.
При выборе варианта соединений выгодных концов для работы машины в качестве двигателя или генератора в некоторых случаях руководствуются требованиями наиболее удобного монтажа ошиновки. Иногда может оказаться необходимым изменять направление вращения генератора только изменением направления тока в якоре. Это может быть продиктовано нежелательностью или невозможностью (по местным условиям) изменять направление остаточного намагничивания, учитывая, что самовозбуждение генератора возможно лишь в том случае, если направление тока в обмотке возбуждения будет усиливать остаточное намагничивание.

Б. МАШИНЫ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

Выводы обмоток машин трехфазного тока в соответствии с ГОСТ 183—74 имеют обозначения, указанные в табл. П1-2.

При этом для машины с одним направлением вращения порядок чередования обозначений выводов должен соответствовать порядку следования фаз для данного направления вращения.
Выводы машин переменного тока, имеющих составные (двойные, тайные) и секционированные обмотки, должны обозначаться теми же буквами, что и выводы простых обмоток (табл. П1-2), но с дополнительными цифрами впереди прописных букв.
Пример обозначения выводов для двух обмоток на статоре дан в табл. П1-3.

Выводы асинхронных двигателей, имеющих секционированные обмотки, позволяющие переключать число полюсов, должны обозначаться теми же буквами, что и выводы простых обмоток (см. табл. П1-2), нос дополнительными цифрами впереди прописных букв, указывающими на число полюсов данной секции.
Пример обозначения выводов для обмоток двигателя с четырьмя частотами вращения дан в табл. П1-4.

Обозначения выводов обмоток ротора трехфазных асинхронных двигателей должны производиться в соответствии с табл. П1-5.

Контактные кольца роторов асинхронных двигателей трехфазного и однофазного тока должны обозначаться буквами присоединенных к ним выводов обмотки ротора; при этом кольца должны быть расположены в порядке указанных букв, а кольцо Р1 должно быть наиболее удалено от обмотки ротора. Обозначение самих колец буквами необязательно.
Обозначение выводов обмоток однофазных машин должно производиться в соответствии с
табл. П1-6.

На рис. П1-5, а и в даны схемы расположения выводов статорных обмоток трехфазных машин (синхронных и асинхронных) при наличии трех выводов и соединении фаз соответственно звездой и треугольником, а на рис. П1-5, б — при наличии четырех выводов (три фазных провода и нейтраль звезды).

На рис. П1-6 даны схемы расположения выводов трехфазной статорной обмотки при наличии шести выводов. С шестью выводами крупные машины изготовляются для возможности установки трансформаторов тока релейной защиты машины. Кроме того, шестью выводами часто снабжаются статорные обмотки машин трехфазного тока небольших мощностей, чтобы сделать возможной работу машины при двух напряжениях. Тогда расположение выводов в коробке зажимов соответствует указанному на рис. П1-6, б и в. Такое расположение выводов весьма удобно. Так, например, для соединения звездой соединяют вместе три верхних зажима С6, С4 и С5, а к сети присоединяют нижние зажимы C1, С2 и СЗ (рис. П1-6, б); при соединении обмоток треугольником соединяют попарно по вертикали зажимы С6—C1, С4—С2 и С5—СЗ (рис. П1-6,в), которые присоединяют к сети.

На рис. П1-7, а и б даны расположения выводов статорных обмоток крупных турбогенераторов, если смотреть на выводы со стороны возбудителя; в первом ряду находятся выводы C1, С6, С2, С5, СЗ и С4, а во втором ряду (за первым рядом) — выводы 1С1, 1С2, 1СЗ и т. д. Каждая фаза состоит из двух ветвей. На рис. П1-7, а показана схема расположения девяти, а на рис. П1-7, б — двенадцати выводов.