ЭЛЕКТРОСПЕЦ
ЭЛЕКТРОСПЕЦ

4.8 Общие неисправности электромашин,
осевой сдвиг и осевые колебания ротора

Осевые сдвиги и осевые колебания ротора (якоря) наблю­даются главным образом при эластичных муфтах. При жестких муфтах осевым сдвигам может препятствовать другая машина агрегата.

4-8-1. Ротор (якорь) смещен в сторону одного из подшипни­ков.

При возбуждении вращающегося генератора или при пуске двигателя в ход происходит устойчивое смещение ротора (якоря) до упора в сторону одного из подшипников, которое сохраня­ется при холостом ходе и при нагрузке. Ротор (якорь) вращающегося невозбужденного генератора или двигателя при выбеге имеет нормальный осевой разбег в обе стороны.

Несовпадение магнитных осей статора (магнитной системы) и ротора (якоря) из-за неправильной установки статора (магнитной системы).

Установить статор (магнитную систему) в такое положение, чтобы при холостом ходе и при нагрузке генератора или Двигателя ротор (якорь) имел равномерный разбег в обе стороны. Такое положение соответствует совпадению магнитных осей статора и ротора (рис. 4-13). Для этого следует передвинуть статор (магнитную систему) в сторону, противоположную сдвигу ротора (якоря).

 

4-8-2. Осевой сдвиг ротора (якоря) появляется после не­которого периода нормальной работы машины.

Сдвиг ротора (якоря) непостоянен: иногда усиливается или уменьшается, иногда совершенно исчезает, а затем появляется вновь. В некоторых случаях появляются осевые колебания ротора (якоря), увеличивающиеся при уменьшении нагрузки и достигающие наибольшей величины при холостом ходе генератора или при выбеге ротора двигателя т. е. при отсутствии электромагнитных сил, приложенных к ротору (якорю).

А. Нарушена центровка агрегата, например, вследствие неравномерой осадки фундамента, износа подшипников и пр.

Проверить и исправить центровку агрегата .

Отремонтировать подшипники и установить нормальный зазор между шейками вала и вкладышами подшипников .

Б. Неравномерно сработались соприкасающиеся части в кулачковой, пальцевой или пружинной муфтах. Недостаточна смазка. Имеют место коррозия, заедание в соприкасающихся частях полумуфт, забоины, заусенцы на рабочих поверхностях кулачковых и пружинных муфт.

При всех этих неисправностях появляется осевое усилие, сдвигающее ротор. Так, при неравномерном срабатывании рабочих поверхностей кулачковой муфты происходит их скашивание (рис. 4-14) и они становятся непараллельными оси вращения. В этом случае сила Р действующая между полумуфтами, не будет перпендикулярна оси вращения. Эту силу можно разложить на две составляющие, из которых сила N  будет перпендикулярна оси вращения, а сила Т — параллельна этой оси. Сила Т и производит осевой сдвиг ротора.

Тщательно очистить соприкасающиеся поверхности полумуфт от ржавчины, устранить забоины и заусенцы. Пригнать кулачки в кулачковой муфте. В случае повышенного износа зубцов пружинной муфты заменить ее. Следует отметить, что осевой сдвиг и осевые колебания ротора (якоря) электрической машины могут быть вызваны неисправностью приводного двигателя или при­водимого механизма. Чтобы в сомнительных случаях безошибочно определить причину неисправности, следует разъединить машины агрегата и пустить в ход только электрическую машину. Нормальная работа одиночной электрической машины показывает, что причина сдвига ротора (якоря) находится не в ней.

Если сдвиг ротора (якоря) является следствием несовпадения магнитных осей статора и ротора (якоря), то он будет наблюдаться и при работе одиночной электрической машины.

О причинах осевого сдвига ротора турбогенератора см. в § 3-14.