ЭЛЕКТРОСПЕЦ
ЭЛЕКТРОСПЕЦ

1.3 Неисправности машин постоянного тока,
перегрев обмотки якоря

1-3-1. Вся обмотка якоря нагревается равномерно наблюдается склонность к искрению; генератор отдает или двигатель берет ток больше номинального; частота вращения двигателя меньше номинальной, несмотря на нормальное напряжение в сети.

1-3-2. При нормальной нагрузке машины частота вращения меньше номинальной; вся обмотка якоря нагревается равномерно.

1-3-3. Щетки одного полюса искрят сильнее щеток других полюсов.

1-3-4. Щетки одного полюса искрят сильнее щеток других полюсов. Генератор дает номинальное напряжение только при повышенной частоте вращения. Двигатель при номинальном напряжении и правильном сопротивлении регулировочного реостата вращается слишком быстро. Катушки полюсов нагреваются равномерно.

1-3-5. То же что в п. 1-3-4, но катушки полюсов нагреваются неравномерно.

1-3-6. Генератор плохо возбуждается. Двигатель плохо идет в ход, в некоторых случаях якорь с трудом разворачивается или идет в ход толчками.

1-3-1. Вся обмотка якоря нагревается равномерно наблю­дается склонность к искрению; генератор отдает или двигатель берет ток больше номинального; частота вращения двигателя меньше номинальной, несмотря на нормальное напряжение в се­ти (последнее не относится к двигателям со смешанным воз­буждением, у которых с увеличением нагрузки частота враще­ния может повышаться).

Машина перегружена.

Если снизить нагрузку невозможно, то запросить завод-изготовитель о наибольшей допустимой нагрузке машины.

При отсутствии искрения щеток усилить вентиляцию машины посредством установки вентилятора или вентиляционных крыльев на якоре (запросить завод-изготовитель о способах усиления вентиляции).

 

1-3-2. При нормальной нагрузке машины частота враще­ния меньше номинальной; вся обмотка якоря нагревается рав­номерно.

Ухудшены условия вентиляции машины.

Довести частоту вращения машины до номинальной: у генератора — увеличив частоту вращения первичного двигателя или изменив подбор шкивов при ременной пере­даче, а у двигателей — увеличив регулировочное сопро­тивление в параллельной обмотке, т. е. ослабив поле.

 

1-3-3. Щетки одного полюса искрят сильнее щеток дру­гих полюсов. Зазор между якорем и отдельными полюсами неодинаков.

Если якорь сильно нагревается даже у непогруженной машины и щетки одного полюса искрят сильнее щеток других полюсов, то причиной неисправности является плохая центровка якоря, при которой зазор между якорем и отдельными полюсами неодинаков.

Это может иметь место вследствие выработки подшипниковых вкладышей или неравномерного оседания фундамента у крупных машин (когда подшипниковые стояки уста­новлены не на общей фундаментной плите со станиной), а также из-за плохой центровки якоря при монтаже машины.

Неравномерность зазора между якорем и полюсами приводит к тому, что магнитное поле становится неоднородным и в от­дельных ветвях обмотки якоря индуктируются различные элек­тродвижущие силы, вследствие чего возникают внутренние уравнительные токи. При значительной неравномерности зазоров уравнительные токи (особенно в машинах с небольшим числом уравнительных соединений) служат причиной сильного нагрева­ния якоря и искрения щеток.

Перезалить вкладыши подшипников или заменить их новыми. Отрегулировать зазоры между якорем и полюсами ,не нарушая центровку якоря с сопряженной машиной.

 

1-3-4. Щетки одного полюса искрят сильнее щеток других полюсов. Генератор дает номинальное напряжение только при повышенной частоте вращения. Двигатель при номинальном напряжении и правильном сопротивлении регулировочного рео­стата вращается слишком быстро. Катушки полюсов нагреваются равномерно.

Наиболее вероятной причиной является неправильное чере­дование главных полюсов вследствие неправильного соединения одной или нескольких катушек, что создает ненормальное маг­нитное поле и вызывает появление уравнительных токов в якоре.

Устранить   неправильность   чередования   полюсов.

 

1-3-5. То же что в п. 1-3-4, но катушки полюсов нагревают­ся неравномерно.

Междувитковое соединение в одной или нескольких катуш­ках главных полюсов искажает магнитное поле.

Найти неисправную катушку ,отремонтировать ее или заменить новой.

 

1-3-6. Генератор плохо возбуждается. Двигатель плохо идет в ход, в некоторых случаях якорь с трудом разворачивается или идет в ход толчками. При возбуждении генератора от посто­роннего источника якорь тотчас же после включения возбужде­ния сильно нагревается, причем отдельные катушки нагреваются неравномерно. Из якоря при этом обычно выделяется дым. Пластины коллектора, соединенные с дефектной нагревающейся катушкой якоря, обгорают; если якорь имеет уравнительные соединения, то обгорают также пластины, находящиеся на рас­стоянии двойного полюсного деления от этих первых пластин.

А. Междувитковое соединение или короткое замыкание в одной или нескольких якорных катушках.

Найти неисправные катушки , отремонтировать их или заменить новыми.

Б. Заусенцы, образовавшиеся при обточке коллектора, вы­звали короткое замыкание обмотки якоря через пластины коллектора.

Осторожно удалить все заусенцы острым шабером; отшлифовать коллектор стеклянной шкуркой, а в случае надобности обточить.

В. Вследствие соединения между отдельными петушками или хомутиками произошло короткое замыкание обмотки.

Осмотреть все петушки и хомутики, устранить за­мыкания; затекшее олово осторожно удалить.