Неисправности электромашин |
• Обзор сайта • |
• Электрооборудование • |
4-3-1. Петушки в коллекторе, хомутики якорей и роторов распаялись; нарушены и другие лайки в обмотках.
A. Пайка была выполнена недоброкачественно.
Произвести перепайку,проверив ее качество .
Б. Был выбран неподходящий припой — слишком легкоплавкий для данного режима пуска или работы машины.
Для пайки петушков рекомендуется применять оловянистые припои ПОС-30, ПОС-40 и ПОС-60 (цифры указывают процентное содержание олова).
Следует отметить, что чем выше содержание олова в припое, тем он легче проникает в зазоры между спаиваемыми поверхностями, но зато температура расплавления его понижается.
Если пайки хомутиков и пайки в обмотках оказываются недостаточно теплостойкими при тяжелом режиме работы, заменить оловянистый припой широко применяемыми в ремонтной практике серебросодержащими припоями (ГОСТ 19738—74) марок ПСрЗКд на основе кадмия или ПСр2,5 на основе свинца с соответствующим содержанием серебра 3 и 2,5 % и температурами конца плавления 342 и 300 °С.
Для пайки обмоток крупных машин, а именно катушек роторов синхронных машин, стержней короткозам-киутых обмоток асинхронных машин, пусковых (демпферных) обмоток синхронных машин, можно применять также и серебряные припои с более высоким содержанием серебра, например ПСр15 (ГОСТ 19738—74), а при восстановительном ремонте соединений, подверженных в процессе эксплуатации очень высоким нагрузкам на растяжение или излом (что и подтверждается разрушением этих соединений), может оказаться целесообразным и использование припоя ПСр45 с температурой конца плавления 730 °С.
B. Слишком велика плотность тока в месте пайки петушков или хомутиков.
Увеличить ширину петушков или длину хомутиков.
4-3-2. Распаялись кабельные наконечники, междукатушечные соединения.
А. См. п. 4-3-1, А.
Б. Был использован слишком легкоплавкий припой.
Пайку оловянистым припоем заменить пайкой серебросодержащим припоем (см. п. 4-3-1, Б) или контактной сваркой.
4-3-3. Распаялись проволочные бандажи.
A. См. п. 4-3-1, А.
Б. Был использован слишком легкоплавкий припой.
Заменить его более тугоплавким припоем (наиболее подходящим является припой ПОС-30 или ПСрЗКд).
B. Слишком велики потери в бандажах из-за вихревых токов и гистерезиса.
Увеличенные потери в бандажах появляются из-за пропайки бандажей по всей ширине, что создает наилучший контакт между рядом лежащими проволоками. В бандажах асинхронных двигателей наибольшие потери имеют место при пуске двигателя и при его длительной работе с большим скольжением (при малой частоте вращения). В машинах постоянного тока наибольшие потерн наблюдаются при больших частотах вращения.
Производить пайку бандажей не по всей ширине, а лишь у скрепок (в небыстроходных машинах). Разделить широкие бандажи на два более узких с половинным числом витков в каждом. Между слоями многослойных бандажей (применяются в быстроходных машинах) проложить изолирующую асбестовую прокладку.
Г. Бандажные держатели неправильно размещены между соседними бандажами (рис. 4-1, а), что выражается в установке их на расстоянии полюсного деления т; в результате такой установки держателей в образующемся контуре а — б — г — в будет индуктироваться переменная ЭДС и будет протекать переменный ток. Подобное явление, но в менее выраженной форме может иметь место при такой же неправильной установке бандажных скрепок (рис. 4-1, б), если бандаж пропаян только у скрепок, а не по всей его длине.
Установить бандажные держатели и скрепки на расстояние двойного полюсного деления, если это окажется допустимым с точки зрения обеспечения надежности бандажа.
Наиболее радикальным способом исключения возможности возникновения дефектов, связанных с распайкой бандажей и приведенных в п. 4-3-3, А — Г, является замена проволочных бандажей на выпечные бандажн из стекловолокнистых лент марок ЛСБ-В и ЛСБ-F (ТУ6-11 -22-76). Разрушающее напряжение при растяжении при нормальной температуре 800—900 МПа, а при рабочей температуре (для лент классов В и F) 500—600 МПа.
В настоящее время в эксплуатации почти нет якорей крупных машин постоянного тока и фазных роторов асинхронных двигателей с номинальной частотой вращения до 1500 об/мин, у которых замена проволочных бандажей на бандажи из стекловалокнистых лент была бы конструктивно невозможна или нецелесообразна.
Для выполнения этой работы или ее технической подготовки следует обратиться в конструкторскую службу завода по данному профилю электрических машин или в специализированную ремонтную организацию.
4-3-4. Сильно перегреты контакты на зажимах машины, что грозит распайкой кабельных наконечников.
А. Гайки контактных болтов недостаточно затянуты.
Подтянуть гайки.
Б. Мало сечение контактных болтов.
Увеличить сечение контактных болтов с тем, чтобы была обеспечена необходимая сила сжатия контактов; диаметр болта в миллиметрах должен быть не менее √I , где I — сила тока в амперах.