ЭЛЕКТРОСПЕЦ
ЭЛЕКТРОСПЕЦ

4.2 Общие неисправности электромашин ,
пробой обмоток на корпус

4-2-1. Обмотки увлажнились: во время транспортировки, вследствие продолжительного хранения машин в сыром, неотапливаемом помещении при продолжительных перерывах в работе машин, особенно в сырое время года» вследствие непосредственного попадания воды в машину, например при прорыве водопроводных труб, при пожаре, наводнении и т. п., от действия водяных паров при наличии неплотностей в соединениях паровых труб в машинном помещении.

4-2-2. Машина загрязнена.

4-2-3. В обмотку попали посторонние предметы (металличе­ская стружка, металлическая и абразивная пыль и т. п.).

4-2-4. Машинное помещение насыщено кислотными или щелочными парами или газами (химическая промышленность). Эти пары и газы постепенно разрушают изоляцию обмоток.

4-2-5. Сильный и длительный перегрев машины делает изо­ляцию машины хрупкой и гигроскопичной.

4-2-6. Электродинамические силы, развивающиеся при коротких замыканиях, а также перенапряжения, возникающие в питающей сети и при выключениях обмоток возбуждения, могут вызвать перекрытие обмоток электрической дугой и пробой на корпус.

4-2-7. Изоляция подвергается естественному износу (старению)

Ниже перечисляются возможные причины пробоя и меры по их устранению.

4-2-1. Обмотки увлажнились: во время транспортировки, вследствие продолжительного хранения машин в сыром, неотапливаемом помещении при продолжительных перерывах в работе машин, особенно в сырое время года» вследствие непосредственного попадания воды в машину, например при прорыве водопроводных труб, при пожаре, наводнении и т. п., от действия водяных паров при наличии неплотностей в соединениях паровых труб в машинном помещении.

Предупредить увлажнение обмоток во время хранения машин, оборудовав склад хорошей вентиляцией; выбирать под склады только сухие помещения.

Останавливая машины с проточной вентиляцией на продолжительное время, закрывать при сырой, туманной погоде все шиберы воздушных каналов для поступающего и выходящего воздуха. Наоборот, при хорошей, сухой погоде все шиберы держать открытыми.

Если работа машины периодически чередуется с длительными перерывами, установить специальные электрические грелки и включать их на время остановок машины (по примеру машин прокатных станов).

Для работы во влажной среде применять закрытые машины либо машины с влагостойкой изоляцией.

Отсыревшие машины перед пуском просушить во избежание пробоя изоляции обмоток на корпус .

4-2-2. Машина загрязнена.

A. Чрезмерный износ щеток, коллекторов и контактных колец приводит к образованию токопроводящих мостиков из угольной и медной пыли.

См. пп. 4-1-4 и 4-1-5.

Б. Загрязненный воздух из машинного помещения засасы­вается через неплотности в корпус машины с замкнутой или проточной вентиляцией; то же происходит при неисправности воздушных фильтров.

Уплотнить корпус машины и воздухопроводы или произвести ремонт воздушных фильтров.

B. В машинное помещение попадает пыль.
В рабочих помещениях металлургических и угольных предприятий, прокатных и коксовых цехов и т. д. пыль настолько мелка и легка, что осаждается не только на коллекторах, контактных кольцах и наружных частях обмотки, но и проникает внутрь машины, в такие ее места, куда попадание ее, казалось бы, невозможно; она образует проводящие мостики, которые постепенно могут вызвать перекрытие или пробой на корпус.

К машинам, установленным в таких помещениях, охлаждающий воздух следует подводить извне. В необхо­димых случаях надо ставить фильтры либо герметизировать машины, по поводу чего необходимо обратиться на завод-изготовитель.

Следует отметить, что засорение лобовых частей обмоток крупных быстроходных машин (турбогенераторов) полупроводящей пылью представляет немалую опасность, так как от емкостных токов эта пыль может сильно на­греться, вспыхнуть и вызвать пожар в машине.
Г.
Надзор за машиной и уход за ней недостаточны.

Машину содержать в чистоте, производя ежедневно ее чистку; строго соблюдать сроки осмотров и планово-предупредительных ремонтов; если загрязнение особенно велико, пересмотреть сроки осмотров и ремонтов, сократив межремонтный период и увеличив число чисток маши­ны с выемкой ротора.

4-2-3. В обмотку попали посторонние предметы (металличе­ская стружка, металлическая и абразивная пыль и т. п.).

Защищать обмотки от попадания в них металлической и прочей пыли, особенно при обточке и шлифовке коллекторов и контактных колец. Для этого следует практиковать временную заклейку обмоток бумагой или плотную обвязку их какой-либо тканью.

4-2-4. Машинное помещение насыщено кислотными или щелочными парами или газами (химическая промышленность). Эти пары и газы постепенно разрушают изоляцию обмоток.

В таких помещениях следует устанавливать только закрытые машины с химически стойкой изоляцией и проточной вентиляцией, с подводом чистого воздуха извне или с внешним обдувом.

4-2-5. Сильный и длительный перегрев машины делает изо­ляцию машины хрупкой и гигроскопичной.

См. § 1-2, 1-3, 1-5,   2-22-5,   3-33-6.

4-2-6. Электродинамические силы, развивающиеся при коротких замыканиях, а также перенапряжения, возникающие в питающей сети и при выключениях обмоток возбуждения, могут вызвать перекрытие обмоток электрической дугой и пробой на корпус.

Усилить крепление лобовых частей обмотки, особенно на прямых участках при выходе из пазов.

В отдельных случаях — при переходах на прямой пуск двигателей — эффективной мерой является установка дополнительных бандажных колец.

4-2-7. Изоляция подвергается естественному износу (старению)

Для увеличения срока службы изоляции рекомендуется вести тщательное наблюдение за ее состоянием и периодически измерять сопротивление изоляции обмоток по отношению к корпусу, а также между электрически не связанными обмотками с тем, чтобы в необходимых случаях можно было произвести мелкий профилактический ремонт изоляции или покрыть ее лаком.