ЭЛЕКТРОСПЕЦ
ЭЛЕКТРОСПЕЦ

1.6 Неисправности машин постоянного тока,
ненормальное напряжение генератора

1-6-1. Генератор не возбуждается. Магнитная стрелка, под­несенная к полюсным башмакам, не указывает определенную полярность (одним и тем же полюсом машины притягивается как северный, так и южный конец стрелки).

1-6-2. Магнитная стрелка, поднесенная к полюсным башма­кам, показывает правильную полярность машины, но (даже после намагничивания машины) генератор не возбуждается.

1-6-3. Генератор возбуждается только при сильном нажа­тии щеток.

1-6-4. Генератор дает напряжение ниже номинального.

1-6-5. Генератор при холостом ходе дает нормальное на­пряжение; при нагрузке генератора напряжение его сильно падает.

1-6-6. Отключенный от сети генератор дает нормальное на­пряжение; щетки не искрят. При включении генератора в сеть напряжение падает, несмотря на нормальную частоту вращения генератора. Падение напряжения обычно сопровождается искрением щеток.

1-6-7. Генератор дает повышенное напряжение при хо­лостом ходе и при нагрузке. Других неисправностей в машине не обнаружено.

1-6-8. Отключенный от сети генератор дает нормальное на­пряжение; регулятор возбуждения действует правильно; при включении генератора на сеть напряжение повышается; пере­движение рукоятки регулятора возбуждения не вызывает изме­нения ннапряжения. В некоторых случаях бездействующей ока­зывается только часть регулятора, в других случаях он весь не действует.

1-6-1. Генератор не возбуждается. Магнитная стрелка, под­несенная к полюсным башмакам, не указывает определенную полярность (одним и тем же полюсом машины притягивается как северный, так и южный конец стрелки).

Генератор потерял остаточный магнетизм.

Вновь намагнитить машину от постороннего источни­ка тока (аккумуляторная батарея, общий распредели­тельный щит или другая машина). Для сохранения пра­вильной полярности машины пропустить намагничиваю­щий ток через параллельную обмотку возбуждения в направлении, соответствующем нормальной работе ге­нератора .

Включать и выключать ток через реостат во избежа­ние возможного пробоя изоляции обмотки.

 

1-6-2. Магнитная стрелка, поднесенная к полюсным башма­кам, показывает правильную полярность машины, но (даже после намагничивания машины) генератор не возбуждается.

А. Неправильное положение щеток. При монтаже новых машин отправленных с завода в разобранном виде, а также при сборке машин, разбиравшихся для ревизии или ремонта, щетко­держатели иногда устанавливаются неправильно, в обратную сторону, вследствие чего щетки, несмотря на то что траверса установлена по заводским меткам, далеко сдвинуты с нейтрали.

Проверить нейтраль и правильно установить щетки по заводским меткам .

Б. Направление вращения машины выбрано неправильно, или параллельная обмотку неправильно, соединена с якорем.

Вследствие этого действие самовозбуждения машины противо­положно действию остаточного магнетизма.

Переменить направление вращения или, в случае неправильного соединения, соединить параллельную об­мотку с якорем соответственно направлению вращения по приложенной к машине схеме, а при отсутствии послед­ней—по нормальной схеме .

В. Параллельная обмотка возбуждения заземлена в двух местах.

Устранить заземления.

Г. Междувитковое соединение или короткое замыкание в одной или нескольких катушках возбуждения.

Найти неисправную катушку ,отремонтировать ее или заменить новой.

Д. Короткое замыкание в обмотке якоря, между пластинами или петушками коллектора.

Найти неисправные катушки , отремонтировать их или заменить новыми.

Осторожно удалить все заусенцы острым шабером; отшлифовать коллектор стеклянной шкуркой, а в случае надобности обточить.

Осмотреть все петушки и хомутики, устранить за­мыкания; затекшее олово осторожно удалить.

Е. Обрыв или плохой контакт в обмотке якоря.

Дефект имеет место большей частью в соединениях между обмоткой и коллектором (в пе­тушках) вследствие плохой пайки.

Тщательно проверить пайку всех соединений между обмоткой якоря и почерневшими пластинами коллектора. Все неисправные и внушающие подозрение места пайки вновь перепаять. Наружным осмотром редко удается об­наружить плохую пайку, поэтому рекомендуется прове­рить пайку методом падения напряжения .Если это неосуществимо из-за отсутствия постояного тока или милливольтметра, то следует все соединения между обмоткой и чернеющими пластинами вновь перепаять.

Лобовые части чернеющих пластин коллектора отме­тить кернером, что облегчит дальнейший контроль.

Коллектор обточить; изоляцию между пластинами продорожить.

Ж. Регулятор   возбуждения   неправильно   присоединен к машине.

Проверить и исправить по заводской схеме соедине­ние регулятора возбуждения с генератором .

3. Обрыв или плохой контакт в цепи возбуждения. Сопротивление цепи возбуждения слишком велико (выше критического). Неисправность наблюдается большей частью в регуляторе возбуждения, редко в обмотке машины. Часто причиной служит загрязнение контактов регулятора.

Найти место обрыва или плохого контакта и исправить повреждение. При обрыве в об­мотке перемотать неисправную катушку или заменить ее новой. В случае увеличенного сопротивления цепи воз­буждения уменьшить значение нерегулируемой части со­противления в цепи возбуждения.

Просмотреть и прочистить контакты регулятора воз­буждения.

И. Соединение параллельной обмотки с обмоткой добавоч­ных полюсов или с последовательной обмоткой. Вследствие этого часть катушек шунтируется и ток возбуждения увеличивается.

Отключить концы параллельной и последовательной обмоток и определить при помощи контрольной лампы или мегомметра место повреждения. Если это место легко доступно, то заизолировать его; в противном случае пере­мотать неисправную катушку или заменить ее новой.

 

1-6-3. Генератор возбуждается только при сильном нажа­тии щеток.

A. Слишком велико переходное сопротивление между коллектором и щетками вследствие загрязнения.

См. пп. 1-1-14 и 1-1-15.

Б. См. п. 1-1-10, Б.

B. См. п. 1-1-1, Е.

 

1-6-4. Генератор дает напряжение ниже номинального.

A. Частота вращения генератора ниже номинальной.

Проверить частоту вращения первичного двигателя и правильность подбора шкивов при ременной передаче.

Б. См. п. 1-1-1, А.

B. См. п. 1-6-2, 3.

Г. Отдельные катушки полюсов неправильно соединены между собой.

Проверить полярность главных полюсов .

Д. Междувитковое соединение или короткое замыкание в одной или нескольких катушках параллельной обмотки возбуждения.

См. п. 1-1-6, Б.

 

1-6-5. Генератор при холостом ходе дает нормальное на­пряжение; при нагрузке генератора напряжение его сильно падает.

A. Понижается частота вращения первичного двигателя, или имеет место повышенное скольжение приводного ремня. Если первичным двигателем служит асинхронный двигатель, то неисправность его может быть причиной понижения частоты вращения.

Устранить причины понижения частоты вращения первичного двигателя при нагрузке или увеличения скольжения ремня. Проверить цепь ротора асинхронного двига­теля

Б. Неправильная полярность добавочных полюсов, т. е. не­правильное чередование главных и добавочных полюсов. Такая неисправность, так же как и неправильное включение последова­тельной обмотки, вызывает сильное падение напряжения при нагрузке и обычно сопровождается сильным искрением щеток.

Проверить полярность добавочных полюсов .

B. У генератора смешанного возбуждения последовательная обмотка включена неправильно. Действие магнитного поля последовательной обмотки противоположно действию поля па­раллельной обмотки.

Поменять местами выводные концы последовательной обмотки. Проверить полярность полюсов: а) при включении одной параллельной обмотки; б) при включении одной последовательной обмотки .

 

1-6-6. Отключенный от сети генератор дает нормальное на­пряжение; щетки не искрят. При включении генератора в сеть напряжение падает, несмотря на нормальную частоту вращения генератора.   Падение  напряжения   обычно  сопровождается искрением щеток.

Параллельная обмотка или регулятор возбуждения соединены с корпусом. Если сеть одним полюсом постоянно заземлена или из-за какой-либо неисправности имеет случайное заземле­ние, то параллельная обмотка шунтируется и происходит ослаб­ление поля.

Отыскать место заземления параллельной обмотки или регулятора возбуждения  и устра­нить его. Если заземление произошло внутри катушки, то перемотать ее или заменить новой.

 

1-6-7. Генератор дает повышенное напряжение при хо­лостом ходе и при нагрузке. Других неисправностей в машине не обнаружено.

A. Частота вращения выше номинальной.

Установить номинальную частоту вращения.

Б. Недостаточно сопротивление регулятора возбуждения.

Включить в цепь возбуждения генератора последова­тельно с имеющимся регулятором постоянное добавочное сопротивление или заменить регулятор другим, с большим сопротивлением.o:p>

B. Катушки полюсов соединены не последовательно, а па­раллельно (редко встречающийся случай).

Если возникло сомнение в правильности соединения катушек, запросить завод-изготовитель.o:p>

 

1-6-8. Отключенный от сети генератор дает нормальное на­пряжение; регулятор возбуждения действует правильно; при включении генератора на сеть напряжение повышается; пере­движение рукоятки регулятора возбуждения не вызывает изме­нения ннапряжения. В некоторых случаях бездействующей ока­зывается только часть регулятора, в других случаях он весь не действует.

Регулятор замкнулся на корпус, или же заземлен провод, соединяющий регулятор с параллельной обмоткой генератора. Если сеть соединена с землей (случайно или намеренно), то регулятор частично или весь шунтируется, ток возбуждения генератора вследствие этого увеличивается и напряжение повы­шается.o:p>

Отыскать место замыкания на землю и устранить последнее .